— Алексей, в 2023 году факторинг показал значительный прирост — на 57%. С чем вы связываете такие темпы роста?
— Успех отрасли неслучаен.
Во-первых, рынок и продукт качественно созрели, стали полноценными и максимально полезными для клиентов, и выросла в целом финансовая грамотность предпринимателей. Они уже поняли, что факторинг — не альтернатива кредитам, а обязательное условие успешного роста при масштабировании бизнеса.
Во-вторых, сыграла роль турбулентность рынка. Когда изменяется финансовая и транспортная логистика, происходит переориентирование на параллельный импорт и импортозамещение, именно факторинг является связующим звеном этих цепочек — таким быстрым решением, которое позволяет все эти этапы финансировать.
— В каком сегменте наиболее высокий спрос на факторинг сейчас?
— Наиболее высокий спрос — везде, где речь идет о производстве и технологическом перевооружении, замещении импорта. Сильно вырос рынок внутренних перевозок, сегмент IT. Даже HR-услуги — один из драйверов роста факторинга. Но лакмусовая бумажка — это маркетплейсы. Именно они сейчас сами активно создают собственные квазифакторинговые программы.
— Как программы господдержки МСБ влияют на рынок факторинга?
— Господдержка очень важна, и именно она сильно помогла бизнесу встать на ноги во время пандемии. Но мы видим такую тенденцию: получая господдержку, предприниматели не обращаются к другим финансовым инструментам, из-за чего факторинг остается чуть в стороне.
Мы активно ведем диалог о привлечении факторинговой отрасли к потенциальным программам субсидирования МСБ, предлагая стать агентами трансфера средств для тысяч предпринимателей, которые уже являются нашими клиентами.
— Какую долю в портфеле Global Factoring Network занимают малые компании?
— Для факторинга размер бизнеса — не самый важный критерий, потому что мы всегда смотрим на связку: какая услуга у клиента и с кем он работает. Если брать компании с оборотом до 120 млн, то на них приходится до четверти наших клиентов-поставщиков. Что интересно, они подчас грамотнее и активнее, чем представители среднего бизнеса.
Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network
— Расскажите, как обстоят дела с диджитализацией. Насколько удается задействовать, например, ИИ в вашей работе?
— Факторинг среди финансовых отраслей максимально цифровизирован и автоматизирован. Сейчас мы сфокусированы на том, чтобы роботизация процессов, стандартное финансирование и все, что связано с клиентским путем, происходило без участия человека. И здесь ключевую роль играют как раз нейросети.
Использование возможностей нейросетей позволит нам защититься от человеческого фактора, который пока тормозит цифровизацию отрасли.
— Какие прогнозы по рынку вы строите на 2024 год?
— По нашим оценкам, в 2024 году, если не будет новых внезапных значительных «черных лебедей», рынок вырастет примерно на 40–50%. Но главное, что радует, — это рост количественных характеристик и числа клиентов. В первом квартале факторинг привлек почти тысячу новых клиентов, это рекорд для отрасли. Еще отмечу: если за 25 лет рынок вырос до 2 трлн рублей, то только в этом году мы хотим прирасти на 800 млрд рублей. Темпы действительно очень высокие, но мы справимся.