Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network, рассказал о факторах, влияющих на уверенный рост факторингового рынка в России, а также отметил основные преимущества такого инструмента, как электронный факторинг.
Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network, рассказал о факторах, влияющих на уверенный рост факторингового рынка в России, а также отметил основные преимущества такого инструмента, как электронный факторинг.
– Алексей, по оценкам Ассоциации факторинговых компаний, в прошлом году рынок продемонстрировал прирост объемов на 38%. Какие тенденции, определившие столь успешное развитие рынка факторинга вы бы выделили в качестве основных? Что стало главным драйвером роста рынка, на ваш взгляд?
– Свою роль сыграла совокупность нескольких факторов. Основной – продолжающееся изменение ландшафта взаимодействия поставщиков и покупателей. Наблюдается как дальнейшее увеличение длительности отсрочек платежей, так и переход на электронное взаимодействие, что упрощает переход на факторинговое обслуживание. То есть растет востребованность и технологическая доступность факторинга.
Кроме того, многие компании стали использовать факторинг не только как инструмент финансирования развития, но и как механизм борьбы с кризисом. Если раньше кассовые разрывы бизнес начинал закрывать только по факту их возникновения, то в последнее время компании всё чаще предпочитают озаботиться этим заранее, выстроив со своими поставщиками и покупателями факторинговую модель. Иными словами, решают этот вопрос системно. Факторинг – это профилактика кассовых разрывов, а профилактика всегда эффективнее и надежнее лечения. И этот инструмент становится органической частью бизнеса.
– Как бы вы оценили вклад в наблюдаемый рост такого инструмента как электронный факторинг?
– На данный момент это один из основных драйверов рынка, который останется таковым и в долгосрочной перспективе. Электронный факторинг не только обходится бизнесу дешевле, чем классический, но и существенно снижает операционные затраты и риски. Факторинговые компании максимально быстро и с меньшей премией за риск осуществляют финансирование. Ведь в случае с «бумагой» нужно проверить подлинность документов, удостовериться, что товар получен именно в заявленном объеме, нет ли возвратов и так далее. При электронном (юридически значимом) документообороте и факторинге это происходит автоматически: поставщик, покупатель и фактор находятся внутри одной платформы, одной системы (например, через Open API) и мгновенно отслеживают любые изменения.
Но электронный факторинг – это не просто цифровой документооборот, но целый каскад полезных решений, позволяющий закрыть массу самых разных бизнесовых вопросов. Именно поэтому он быстро становится объективно необходимой частью бизнес-процесса той или иной компании, в особенности если эта компания активно развивается.
Отдельно отмечу, что сегодня существуют так называемые мультифакторные площадки (факторинговые маркетплейсы) и клиент, пользующийся электронным факторингом, может выставлять на них свои документы для получения финансирования от нескольких факторов сразу.
– Каковы ваши прогнозы по развитию рынка факторинга, с учетом продолжающегося роста ключевой ставки и, следовательно, стоимости заёмного финансирования?
– Я согласен с прогнозом экспертов – в ближайшие пять лет рынок факторинга в России утроится, достигнув 5 трлн рублей.
Что касается наблюдаемого в последнее время роста ключевой ставки, то это может привести к росту стоимости факторинга на 3-4 процентных пункта по сравнению с началом прошлого года. Вряд ли это окажется непосильной ношей для бизнеса, если учесть, что сегодня средняя стоимость факторингового финансирования составляет порядка 15%.
Скорее можно говорить о том, что этом году, с учетом геополитических рисков, рост рынка будет неравномерным. Но он точно будет.