24 августа компания «Глобал Факторинг Нетворк Рус» отметила 8-летие с момента создания. Основатель и генеральный директор компании Алексей ПРИМАЧЕНКО в интервью NBJ рассказал не только о том, как ему и его коллегам удалось добиться успеха в своей нише, но и как выглядит рынок факторинга на текущий момент, какими темпами он растёт, и чего ожидать от него в дальнейшем.
24 августа компания «Глобал Факторинг Нетворк Рус» отметила 8-летие с момента создания. Основатель и генеральный директор компании Алексей ПРИМАЧЕНКО в интервью NBJ рассказал не только о том, как ему и его коллегам удалось добиться успеха в своей нише, но и как выглядит рынок факторинга на текущий момент, какими темпами он растёт, и чего ожидать от него в дальнейшем.
NBJ: На 1 июля 2023 года факторинговый портфель составил 1,6 трлн рублей, что на 73% больше, чем в прошлом году. С чем связан такой рост? Увеличилось ли число клиентов? Почему относительно новый для нашей страны бизнес уже несколько лет подряд показывает очень неплохие результаты?
А. ПРИМАЧЕНКО: Действительно, это рекордная цифра за всю историю статистических наблюдений за этим рынком в России. К сожалению, даже от вас я слышу, что это новый для нашей страны продукт, хотя он активно развивается с 1998 года. Неосведомлённость бизнеса о нём, на мой взгляд, является основной проблемой, которую мы решаем на уровне каждой компании по отдельности и на уровне Ассоциации факторинговых компаний (АФК). Необходимо популяризировать этот продукт.
Сейчас он растёт двузначными цифрами. Рост на 73% за год впечатляет. Но и в предыдущие годы он рос на 30%, 40%, а то и 50%. Потенциал этого рынка себя далеко не исчерпал. В количественном выражении это означает, что число клиентов факторинговых компаний в России выросло с 9 до 11 тысяч. Что такое 11 тысяч клиентов для нашей страны? Ничтожные цифры! Такой рост мы можем показывать ещё на протяжении нескольких лет. Тем более что факторинг интересен, в первую очередь, малому и среднему бизнесу.
С учётом развития нашей экономики нижняя граница приемлемой для России цифры должна быть на уровне 50–60 тысяч клиентов.
NBJ: Получается, что мы только в начале пути?
А. ПРИМАЧЕНКО: Считаю, что факторинговая отрасль – это сонаправленный вектор с теми трансформационным изменениям в экономике, которые происходят в момент турбулентных явлений. Там, где возникает проблема отсрочки платежей, мы первые на короткой дистанции помогаем клиентам наладить новые логистические связи и структурные цепочки взаимодействия. Это касается товаров народного потребления, импортозамещения, импортно-экспортных сделок. Когда полностью меняются схемы налаженных цепочек платежей, предоплат, возникает потребность в факторинговой компании, где каждый из участников сделки – поставщик, покупатель, фактор – решает свою задачу. Поставщик много поставляет, покупатель получает эти товары с отсрочкой платежа, мы как связующее звено делаем так, что поставщик получает деньги, покупатель – отсрочку. Эта связка получает устойчивую плоскость, стоит как бы на трёх точках опоры.
NBJ: В чём вы видите устойчивость этой связки?
А. ПРИМАЧЕНКО: Мы вносим в неё дисциплинирующий момент. Поставщик понимает, что он может отгрузить больше товара, покупатель – что ему надо вовремя платить факторинговой компании, чтобы стабильно получать этот товар по хорошей цене.
Вернёмся на 10 лет назад: тогда тоже было много поставщиков и много покупателей, но платёжная дисциплина была низкой. Сегодня компании дорожат своей платёжной историей и взаимодействием с хорошими поставщиками. Мы повсеместно наблюдаем, особенно в малом бизнесе, существенное улучшение платёжной дисциплины. Для долгосрочного понятного инвестиционного развития платить вовремя стало выгодно. Ресурсы очень важны и дефицитны – тратить их на ненадёжных контрагентов очень расточительно.
Помимо прочего факторинговая компания выполняет функции финансового консалтинга: мы проверяем контрагентов, управляем дебиторской задолженностью, занимаемся soft collection (Начальная стадия внесудебного взыскания задолженности при возникновении первой просрочки выплат в счёт погашения долгов. – Прим. Ред). По сути, это целый комплекс услуг, а не только финансирование сделки. Ведь существует факторинг и без финансирования – например, управление дебиторской задолженностью с абонентской платой.
NBJ: Есть ли сейчас госпрограммы поддержки факторинга? Если да, то какие?
А. ПРИМАЧЕНКО: Последние два года Банк России серьёзно взялся за популяризацию факторинга, проводятся тематические семинары на базе территориальных управлений ЦБ РФ, куда приглашаются не только федеральные факторинговые компании, но и такие независимые, как наша. Это и есть один из путей популяризация, донесения до бизнеса полезности продукта, относительной лёгкости взаимодействия с ним. Но в целом, экономический блок правительства и регуляторы факторинг не рекламируют и не развивают, в основном этим занимаются сами игроки рынка.
Развитию продукта, конечно, существенно помогает цифровизация самого рынка, работа с платформами, с электронным документооборотом. Мы стараемся упрощать жизнь нашему клиенту, чтобы его путь к получению денежных средств был максимально коротким.
Отмечу также: господдержки в виде субсидий на льготные кредиты, как это происходит на банковском рынке, у нас нет. Более того, льготное кредитование – это наш основной “конкурент”. Сейчас, когда эти программы сворачиваются, пройден пик насыщения, мы видим, что контрагенты активно обращаются к факторинговым компаниям.
NBJ: Вы сказали, что «Глобал Факторинг Нетворк Рус» независимая компания. Как вам на этом рынке работается? У вас серьёзные конкуренты, входящие в состав больших финансовых групп.
А. ПРИМАЧЕНКО: Это было, есть и всегда будет, что соответствует правилам рынка. На рынке присутствует 70–80% квазигосударственного бизнеса с его монопольным влиянием, остальные 20–30% – это всегда независимые юркие, быстрые игроки. В процентном отношении независимых игроков не так много, но мы прочно заняли это место. Входной билет в этот бизнес достаточно дорогой, новых игроков практически не появляется. Мы не сражаемся с монополистами на их поле, но усиливаем свои сильные стороны в тех нишах, которые, на наш взгляд, являются очень привлекательными для наших клиентов. И предлагаем им лучший сервис.
NBJ: Каким видится типологический срез ваших клиентов?
А. ПРИМАЧЕНКО: Это крепко стоящее на ногах региональное предприятие. В основном оно относится к сегменту МСБ. 90% предприятий – это компании с выручкой от 100 млн до полутора миллиардов в год. При этом предприятие, у которого выручка 1 млрд в год для Москвы считается малым, а для Ижевска или Иркутска может быть основным предприятием в какой-то отрасли.
Что же касается отраслевой принадлежности, то около 30% – это производственные предприятия. 60% – оптовая и розничная торговля. Постоянно растёт доля сферы услуг – сейчас она достигла 10%. Это транспортные, ИТ, маркетинговые, даже рекрутинговые компании.
Наши клиенты занимаются производством и продажей товаров первой необходимости для дачи, ремонта дома. Это и одежда, и продукты питания, и бытовая техника. Всё то, что через одно-два рукопожатия доходит до конечного потребителя.
NBJ: По вашему мнению, как будет развиваться рынок факторинга в 2023 году? Какие тенденции? Как будет развиваться электронный факторинг?
А. ПРИМАЧЕНКО: Третий и четвертый квартал для факторингового рынка очень интенсивны. По нашим оценкам, по итогу этого года вся отрасль вырастет ещё на 20%. Серьёзный рост. «Глобал Факторинг Нетворк Рус» будет расти быстрее рынка, потому что быстрее растут сегменты, в которых мы работаем.
Отмечу цифровую трансформацию на факторинговом рынке, которая началась на нём одной из первых, и где мы продолжаем оставаться лидерами. Напомню, что в 2024–2025 годах во многих отраслях экономики станет обязательным переход на электронный документооборот, который существенно снизит операционные риски. Уже внедряются электронно-транспортные накладные, что упорядочивает и открывает для нас новые отраслевые направления для факторинга.
Мы будем за секунды обрабатывать запрос и выделять финансирование, понимая, куда ушёл товар, и ушёл ли он, правильные ли лица его приняли и подписали. Для факторингового рынка очень важно полностью отслеживать и контролировать путь товара. Чтобы не возникало споров по его доставке и приёмке.
NBJ: А к каким отраслям у вас ещё есть интерес?
А. ПРИМАЧЕНКО: С нынешним уровнем цифровизации мы можем активно освоить любую отрасль, которая подразумевает продажу с отсрочкой платежа. Факторинг будет нужен в любой сфере, где есть рост, либо на федеральном, либо на региональном уровне. Или, предположим, импортозамещение. В регионе находятся один или два завода, которые начинают производить нужный России продукт. Они начинают много продавать его по всей стране. Как они это будут делать? Им же нужна инфраструктура, а это значит – отсрочка платежа. Где им взять деньги? Факторинговые компании готовы им помочь. И мы это уже делаем.
NBJ: В мае этого года Эксперт РА повысило кредитный рейтинг «Глобал Факторинг Нетворк Рус». Это единственное за два года повышение кредитного рейтинга на рынке факторинга. Как удалось добиться такого результата?
А. ПРИМАЧЕНКО: Первый рейтинг мы получили в 2020 году. Это уже четвёртый. С каждым годом его получить, а тем более подтвердить, становится всё сложнее, потому что в экономике возникают новые риски. Напомню цитату из книги «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
«Эксперт РА» очень консервативное, – что правильно, – рейтинговое агентство. Все эти годы мы планомерно работали, и в какой-то момент количество перешло в качество. За эти три года мы в два раза увеличили бизнес, причём вместе с ростом бизнеса росла и его рентабельность. Обеспечили высокий маржинальный рост, который повышает эффективность бизнеса. Нас и выбрали потому, что видят наш стратегический вектор развития.
Несмотря на то, что «Глобал Факторинг Нетворк Рус» компания небольшая, у нас имеются все процедуры необходимого корпоративного управления: совет директоров, кредитные комитеты, подробнейший БДДС. Мы – публичная компания, а с 2018 года работаем и на публичном долговом рынке. Мы сумели максимально диверсифицировать нашу базу привлечения фондирования. Это тоже важный триггер для «Эксперт РА». Когда они увидели, что доля крупнейшего кредитора с 40% уменьшилась до 15%, это было важным и окончательным штрихом для повышения рейтинга. Так что для нас это не неожиданный успех, а ежедневная планомерная работа.
Беседовал: Станислав КОМАРОВ
Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского Журнала (июль-август 2023)